Царицын
С древнейших времен
междуречье Волги и Дона являлось перекрестком водных и сухопутных
торговых путей. Здесь располагались наиболее удобные перевозы и
волоки между реками,
После присоединения к
России Астраханского ханства в середине 50-х годов XVI столетия в
стратегически важных пунктах Волжского торгового пути были размещены
летние стрелец- кие караулы, которые следили за поддержанием порядка
на Волге и прилегающих степных дорогах.
Многочисленные жалобы
ногайских послов на разбой "воровских" казаков, а также частые
нападения кочевников на торговые суда, поход турок и крымцев через
Переволоку на Астрахань в 1569 г. в надежде изгнать русских из
Нижнего Поволжья вынулили Ивана Грозного и бояр заняться
преобразованием станичной и сторожевой службы на юге страны. В ходе
реформы сеть летних караулов в Нижнем Поволжье была усилена.
Во второй половине 80-х
годов ХЧ! в. русское правительство, после многочисленных татарских
вторжений и народных восстаний поволжских народов, едва не
покончивших с русским владычеством в Нижнем и Среднем Поволжье,
приступило к совершенствованию волжской оборонительной системы. В
кратчайшие сроки были построены крепости (остроги) Царевококшайск,
Санчурин, Самара, Царицын, Саратов, Терки, Царев-Борисов.
Царицынская крепость,
по данным документов Разрядного приказа, была построена в 1589 г. на
Царицыном острове. Поначалу ее называли "Новый город на Царицыне
острове", затем "Царев город на Царицыне острове" и лишь несколько
лет спустя "Царицын". Внутренняя за- стройка деревянной крепости,
как и во многих русских крепостях того времени, велась стихийно,
сообразуясь с рельефом местности и направлениями дорог. Помимо жилых
по- строек упоминаются воеводская изба, церковь, таможня и тюрьма.
Населяли крепость стрельцы, служилые казаки и их семьи, а также
"гулящие люди" общей численностью не более трехсот человек.
Администрацию Царицынской крепости в 1589 - 1608 гг. обычно
возглавляли два воеводы и дьяк. В административном отношении
гарнизон и крепость подчинялись приказу Казанского дворца, где они
получали хлебное и денежное жалованье. Царицынские стрельцы и
казаки, помимо охраны крепости, несли "отъезжую службу":
сопровождали караваны торговых судов, посольств, лови- ли
разбойников и "гулящих людей", следили за действиями татар и вольных
казаков. Лихолетье начала XVII столетия уничтожило в Нижнем Поволжье
многое из того, что русский народ создавал десятилетиями. Астрахань
была разорена, крепости Царицын и Саратов сожжены. Пришли в упадок
сторожевая служба, торговля, заброшены соляные промыслы, рыбные
ловли.
С 1614 г. правительство
нового царя, Михаила Романова, взялось за восстановление сторожевой
службы на Волге. Новая Царицынская крепость была восстановлена уже
на высоком правом берегу Волги при впадении в нее реки Царицы. Судя
по старинным гравюрам и описаниям, она была воз- ведена в
соответствии с техническими правилами построения русских городов на
окраинах в XVII в.
Царицын принадлежал к
категории "заказных" городов, в окрестностях которых царь из-за
военной опасности запрещал отводить земли под посад и раздавать
поместья служилым людям. Все постройки находились на территории
крепости: воеводский двор, таможня, кружечный двор, житница,
зелейный погреб и другие казенные сооружения, а так- же стрелецкие
дворы. Здесь же располагались две церкви. За стенами города, у
небольшого залива на месте современного речного вокзала, имелись
портовые постройки.
В XVII в. основное
население крепости по-прежнему составляли стрельцы - от трехсот до
четырехсот человек, которые охраняли крепость, со- провождали речные
суда, посольства, торговые караваны.
Воеводами в Царицын,
как правило, направлялись московские дворяне или стольники, поэтому
он имел более высокий статус, нежели Саратов.
В начале 20-х годов
XVII в. гарнизонам восстановленных волжских крепостей удалось
навести порядок на Волге. По великой русской реке по- шли караваны в
Персию, Среднюю Азию и Закавказье.
Массовый наплыв на Дон
в пер- вой половине XVII в. беглецов при- вел к перенаселению старых
казачьих городков и юртов, породив серьезные затруднения в
обеспечении станиц про- довольствием. Казаки пытались ре- шить свои
проблемы традиционным путем - военными набегами. Восстановленные
после Смуты Саратов и Царицын мешали донцам "казаковать" на Волге и
Каспийском море. Разрыва связей Дона с Россией вольные казаки не
хотели, на Волге "воровским делом" не занимались, именно поэтому
главным объектом нападений избрали татарские и турецкие поселения по
берегам Азовского и Черного морей. В 1632 г. на левом берегу Волги
расселились калмыки.
В середине 40-х годов
XVII в., после оставления казаками Азова, крымские и кубанские
татары, и турки огнем и мечом прошлись по Подонью и югу России.
Новому царю, Алексею Михайловичу, пришлось мобилизовать значительные
силы и ресурсы, чтобы остановить вторжение в Россию. Царицын,
располагавшийся в районе кратчайших путей из Волги в Дон,
превратился в важнейший перевалочный пункт снабжения воюющего с
турками и крымчаками Войска Донского. Царицынские стрельцы
переправляли на Дон провиант и снаряжение.
Во второй половине XVII столетия отношения между
московскими властями и донскими казаками ухудшились. Неудачи в войне
с крымчака- ми и турками закрыли донским казакам выход в Черное и
Азовское моря. Царь и его окружение взяли курс на более жесткое
административное подчинение Войска Донского Москве. На Дону
поднялась волна казачьих восстаний, крупнейшими из которых были
бунты под предводительством Степана Разина и Кондратия Булавина.
Казаки пытались про- рваться через Волгу на Каспий. Но на пути стоял
Царицын. Несколько раз город оказывался в руках восставших.
Восстания казаков послужили толчком к усилению правительственного
контроля на Дону и укреплению волжской оборонительной системы.
Царицынская крепость была отремонтирована, а численность ее
гарнизона доведена до 748 человек.
Петр 1 был первым из
русских царей, посетивших Царицын - во время азовского (1695) и
персидского (1722) походов. Придавая важное значение Царицыну как
сторожевой крепости на юго-восточных границах Российского
государства, Петр 1 лично участвовал в разработке проекта
реконструкции Царицынской крепости. А незадолго до этого, в 1718 -
1720 гг., по указанию Петра было построено уникальное для того
времени фортификационное сооружение - сторожевая укрепленная линия
протяженностью 60 км между Волгой и Доном - Царицыном и Паньшино. В
1731 г. было учреждено Волжское казачье войско с центром в Дубовке.
Возведение сторожевой
линии открыло широкие возможности для заселения земель к северу от
Царицына донскими казаками, жителями великорусских земель,
украинцами, народами Поволжья. С 1765 г. берега Волги начинают
заселять первые иностранцы, привлеченные большими льготами,
обещанными в манифестах Екатерины II. В результате по берегам Волги
возникло 102 немецких колонии. Тогда же в 28 километрах от Царицына
на почтовом тракте Саратов - Астрахань появилась колония Сарепта. В
те же годы были основаны села Бекетовка, Отрада, Винновка, Городище
и др.
Гражданский облик
города, как и рост населения, изменялись медленно. Единственное, что
способствовало перестройке и расширению города, - часто
повторяющиеся пожары (1728, 1791, 1793), вынуждавшие жителей
перебираться на новые места. Город был в основном деревянным, и
только возвышавшиеся над ним церкви каменными: Иоанно -
Предтеченская (самое древнее сооружение в городе, построенное из
дерева в 1664 г. и восстановленное из камня к 1703 г.), Успенская
(1718), Святотроицкая (1720) и Преображенская (1771).
В 1774 г. Царицын
пытался безуспешно взять Емельян Пугачев.
В 1776 г. с
присоединением к России Крыма и Кубани границы государства
отодвинулись далеко на юг. Была упразднена Царицынская сторожевая
линия, Волжское казачье войско переведено на Кавказ. Царицын утратил
свое значение как сторожевая крепость.
По указу сената в конце
1796 г. Царицын из упраздненной Саратовской губернии был передан в
Астраханскую, в составе которой находился до 1798 г. Крепость стала
постепенно превращаться в город. На рубеже XVIII и XIX столетий в
ней проживало чуть больше тысячи жителей.
Утвержденный Александром I в 1820 г. план
переустройства Царицына стал по существу генеральным планом, который
упорядочил хаотичное развитие города, "расползавшегося" от крепости
предместьями. Правильную квадратную планировку получили
Зацарицынский и Преображенский форштадты.
Крепость, которая стала
считаться старой частью города, оставалась на плане без изменений. В
ней было 25 жилых кварталов и две продольные улицы.
Застраивался Царицын по
плану 1820 г. крайне медленно. К 1838 г. в городе имелись уездное
училище, казначейство, почтовая контора, военная больница, гостиный
каменный ряд, много частных заведений, большое количество деревянных
амбаров и лавок. В Преображенском форштадте появились две вновь
построенные церкви, Преображенская и Скорбященская, тюремный замок,
казенные хлебные и винные магазины, купеческие амбары. В
Зацарицынском форштадте действовали две ярмарки - Троицкая и
Ивановская.
Более динамично город
развивался со второй половины XIX столетия. За короткое время
Царицын превратился в крупнейший торговый, а затем промышленный узел
Нижнего Поволжья, через который пролегли все более крепнущие связи
между центральной и южной частями России. Значение торговых путей
между Волгой и Доном стало возрастать.
В крае была построена
третья в России Волго-Донская железная дорога. Через шесть лет, в
1868 г., было начато и в том же году закончено строительство Грязе -
Царицынской железной дороги, а в 1897 г, была открыта Царицын
-Тихорецкая железная дорога. Связь с пристанями осуществляли
Волжская станция и железная дорога, соединившая по берегу Волги
лесные и соляные причалы с основными железнодорожными магистралями.
Город превратился в мощный узел железно- дорожных и судоходных
путей. За короткое время он вырос в крупнейший торговый и
перевалочный пункт не только на Волге, но и в стране.
Развитие торговли
способствовало бурному росту промышленности в Царицыне. Поначалу
быстро развивались переработка леса, соли, рыбы, горчицы, в
дальнейшем - металлургическая, металлообрабатывающая и
нефтеперерабатывающая промышленность. Лесозаводы размещались в трех
узлах: в Зацарицынской части, Ельшанке (четыре завода Максимова) и
Бекетовке. Соляная пристань и при ней пять соляных мельниц, шесть
паровых мельниц располагались в городе, заводы по переработке
горчицы - в Сарепте.
В 1880 г. был построен
нефтепромышленный городок, принадлежавший шведской фирме "Нобель". В
1897 г. с привлечением капиталовложений французских и бельгийских
фирм был сооружен металлургический завод "Урал-Волга" ДЮМО (ныне
завод "Красный Октябрь"). Строительство металлургического завода
повлекло за собой возникновение 16 металлооперерабатывающих
предприятий (гвоздильного, проволочного и др.).
Бурное
торгово-промышленное развитие Царицына сопровождалось исключительно
быстрым ростом населения, который в свою очередь вызвал усиленную
застройку города.
К 1900 году в городе проживало 63 тысячи человек,
насчитывалось 189 действующих предприятий. В 1913 г. появился
трамвай. Перед первой мировой войной Русское Акционерное общество
артиллерийских заводов при техническом руководстве и содействии
английской фирмы "Виккерс" приступило к строительству крупнейшего не
только в России, но и в Европе орудийного завода (ныне завод
"Баррикады"). Царицын стал промышленным и торговым центром всего
юго-востока.
В ноябре 1917 г. в
городе установилась советская власть. В силу своего стратегического
положения, являясь связующим звеном с Кавказом, город имел важное
значение в деле снабжения страны продовольствием и топливом. Поэтому
в годы Гражданской войны Царицын и его окрестности были ареной
жестоких сражений Красной Армии с белой гвардией. За героическую
оборону город 14 мая 1919 г. был награжден почетным революционным
Красным знаменем, а 14 апреля 1924 г. - орденом Красного Знамени.
Гражданская война нанесла большой урон городу: были разрушены жилые
и культурно-бытовые здания, выведены из строя городская
электростанция, водопровод и канализация, почти полностью разрушены
многие промышленные предприятия. Восстановление Царицына началось с
металлургического, лесопильного и деревообрабатывающего заводов,
которые в дореволюционный период производили почти четверть всей
промышленной продукции. Постепенно возрождались предприятия пищевой,
мукомольной, кондитерской промышленности, строились новые. Уже в
1924 г. начали функционировать чулочно-трикотажная фабрика и швейная
фабрика имени 8 Марта, вновь построенные предприятия
деревообрабатывающей и пищевой.
промышленности.
|