Важнейшие события | История | Фотогалерея | О проекте | О авторе

 

Царицын

С  древнейших времен междуречье Волги и Дона являлось перекрестком водных и сухопутных торговых путей. Здесь располагались наиболее удобные перевозы и волоки между реками,

После присоединения к России Астраханского ханства в середине 50-х годов XVI столетия в стратегически важных пунктах Волжского торгового пути были размещены летние стрелец- кие караулы, которые следили за поддержанием порядка на Волге и прилегающих степных дорогах.

Многочисленные жалобы ногайских послов на разбой "воровских" казаков, а также частые нападения кочевников на торговые суда, поход турок и крымцев через Переволоку на Астрахань в 1569 г. в надежде изгнать русских из Нижнего Поволжья вынулили Ивана Грозного и бояр заняться преобразованием станичной и сторожевой службы на юге страны. В ходе реформы сеть летних караулов в Нижнем Поволжье была усилена.

Во второй половине 80-х годов ХЧ! в. русское правительство, после многочисленных татарских вторжений и народных восстаний поволжских народов, едва не покончивших с русским владычеством в Нижнем и Среднем Поволжье, приступило к совершенствованию волжской оборонительной системы. В кратчайшие сроки были построены крепости (остроги) Царевококшайск, Санчурин, Самара, Царицын, Саратов, Терки, Царев-Борисов.

Царицынская крепость, по данным документов Разрядного приказа, была построена в 1589 г. на Царицыном острове. Поначалу ее называли "Новый город на Царицыне острове", затем "Царев город на Царицыне острове" и лишь несколько лет спустя "Царицын". Внутренняя за- стройка деревянной крепости, как и во многих русских крепостях того времени, велась стихийно, сообразуясь с рельефом местности и направлениями дорог. Помимо жилых по- строек упоминаются воеводская изба, церковь, таможня и тюрьма. Населяли крепость стрельцы, служилые казаки и их семьи, а также "гулящие люди" общей численностью не более трехсот человек. Администрацию Царицынской крепости в 1589 - 1608 гг. обычно возглавляли два воеводы и дьяк. В административном отношении гарнизон и крепость подчинялись приказу Казанского дворца, где они получали хлебное и денежное жалованье. Царицынские стрельцы и казаки, помимо охраны крепости, несли "отъезжую службу": сопровождали караваны торговых судов, посольств, лови- ли разбойников и "гулящих людей", следили за действиями татар и вольных казаков. Лихолетье начала XVII столетия уничтожило в Нижнем Поволжье многое из того, что русский народ создавал десятилетиями. Астрахань была разорена, крепости Царицын и Саратов сожжены. Пришли в упадок сторожевая служба, торговля, заброшены соляные промыслы, рыбные ловли.

С 1614 г. правительство нового царя, Михаила Романова, взялось за восстановление сторожевой службы на Волге. Новая Царицынская крепость была восстановлена уже на высоком правом берегу Волги при впадении в нее реки Царицы. Судя по старинным гравюрам и описаниям, она была воз- ведена в соответствии с техническими правилами построения русских городов на окраинах в XVII в.

Царицын принадлежал к категории "заказных" городов, в окрестностях которых царь из-за военной опасности запрещал отводить земли под посад и раздавать поместья служилым людям. Все постройки находились на территории крепости: воеводский двор, таможня, кружечный двор, житница, зелейный погреб и другие казенные сооружения, а так- же стрелецкие дворы. Здесь же располагались две церкви. За стенами города, у небольшого залива на месте современного речного вокзала, имелись портовые постройки.

В XVII в. основное население крепости по-прежнему составляли стрельцы - от трехсот до четырехсот человек, которые охраняли крепость, со- провождали речные суда, посольства, торговые караваны.

Воеводами в Царицын, как правило, направлялись московские дворяне или стольники, поэтому он имел более высокий статус, нежели Саратов.

В начале 20-х годов XVII в. гарнизонам восстановленных волжских крепостей удалось навести порядок на Волге. По великой русской реке по- шли караваны в Персию, Среднюю Азию и Закавказье.

Массовый наплыв на Дон в пер- вой половине XVII в. беглецов при- вел к перенаселению старых казачьих городков и юртов, породив серьезные затруднения в обеспечении станиц про- довольствием. Казаки пытались ре- шить свои проблемы традиционным путем - военными набегами. Восстановленные после Смуты Саратов и Царицын мешали донцам "казаковать" на Волге и Каспийском море. Разрыва связей Дона с Россией вольные казаки не хотели, на Волге "воровским делом" не занимались, именно поэтому главным объектом нападений избрали татарские и турецкие поселения по берегам Азовского и Черного морей. В 1632 г. на левом берегу Волги расселились калмыки.

В середине 40-х годов XVII в., после оставления казаками Азова, крымские и кубанские татары, и турки огнем и мечом прошлись по Подонью и югу России. Новому царю, Алексею Михайловичу, пришлось мобилизовать значительные силы и ресурсы, чтобы остановить вторжение в Россию. Царицын, располагавшийся в районе кратчайших путей из Волги в Дон, превратился в важнейший перевалочный пункт снабжения воюющего с турками и крымчаками Войска Донского. Царицынские стрельцы переправляли на Дон провиант и снаряжение.

Во второй половине XVII столетия отношения между московскими властями и донскими казаками ухудшились. Неудачи в войне с крымчака- ми и турками закрыли донским казакам выход в Черное и Азовское моря. Царь и его окружение взяли курс на более жесткое административное подчинение Войска Донского Москве. На Дону поднялась волна казачьих восстаний, крупнейшими из которых были бунты под предводительством Степана Разина и Кондратия Булавина. Казаки пытались про- рваться через Волгу на Каспий. Но на пути стоял Царицын. Несколько раз город оказывался в руках восставших. Восстания казаков послужили толчком к усилению правительственного контроля на Дону и укреплению волжской оборонительной системы. Царицынская крепость была отремонтирована, а численность ее гарнизона доведена до 748 человек.

Петр 1 был первым из русских царей, посетивших Царицын - во время азовского (1695) и персидского (1722) походов. Придавая важное значение Царицыну как сторожевой крепости на юго-восточных границах Российского государства, Петр 1 лично участвовал в разработке проекта реконструкции Царицынской крепости. А незадолго до этого, в 1718 - 1720 гг., по указанию Петра было построено уникальное для того времени фортификационное сооружение - сторожевая укрепленная линия протяженностью 60 км между Волгой и Доном - Царицыном и Паньшино. В 1731 г. было учреждено Волжское казачье войско с центром в Дубовке.

Возведение сторожевой линии открыло широкие возможности для заселения земель к северу от Царицына донскими казаками, жителями великорусских земель, украинцами, народами Поволжья. С 1765 г. берега Волги начинают заселять первые иностранцы, привлеченные большими льготами, обещанными в манифестах Екатерины II. В результате по берегам Волги возникло 102 немецких колонии. Тогда же в 28 километрах от Царицына на почтовом тракте Саратов - Астрахань появилась колония Сарепта. В те же годы были основаны села Бекетовка, Отрада, Винновка, Городище и др.

Гражданский облик города, как и рост населения, изменялись медленно. Единственное, что способствовало перестройке и расширению города, - часто повторяющиеся пожары (1728, 1791, 1793), вынуждавшие жителей перебираться на новые места. Город был в основном деревянным, и только возвышавшиеся над ним церкви каменными: Иоанно - Предтеченская (самое древнее сооружение в городе, построенное из дерева в 1664 г. и восстановленное из камня к 1703 г.), Успенская (1718), Святотроицкая (1720) и Преображенская (1771).

В 1774 г. Царицын пытался безуспешно взять Емельян Пугачев.

В 1776 г. с присоединением к России Крыма и Кубани границы государства отодвинулись далеко на юг. Была упразднена Царицынская сторожевая линия, Волжское казачье войско переведено на Кавказ. Царицын утратил свое значение как сторожевая крепость.

По указу сената в конце 1796 г. Царицын из упраздненной Саратовской губернии был передан в Астраханскую, в составе которой находился до 1798 г. Крепость стала постепенно превращаться в город. На рубеже XVIII и XIX столетий в ней проживало чуть больше тысячи жителей.

Утвержденный Александром I в 1820 г. план переустройства Царицына стал по существу генеральным планом, который упорядочил хаотичное развитие города, "расползавшегося" от крепости предместьями. Правильную квадратную планировку получили Зацарицынский и Преображенский форштадты.

Крепость, которая стала считаться старой частью города, оставалась на плане без изменений. В ней было 25 жилых кварталов и две продольные улицы.

Застраивался Царицын по плану 1820 г. крайне медленно. К 1838 г. в городе имелись уездное училище, казначейство, почтовая контора, военная больница, гостиный каменный ряд, много частных заведений, большое количество деревянных амбаров и лавок. В Преображенском форштадте появились две вновь построенные церкви, Преображенская и Скорбященская, тюремный замок, казенные хлебные и винные магазины, купеческие амбары. В Зацарицынском форштадте действовали две ярмарки - Троицкая и Ивановская.

Более динамично город развивался со второй половины XIX столетия. За короткое время Царицын превратился в крупнейший торговый, а затем промышленный узел Нижнего Поволжья, через который пролегли все более крепнущие связи между центральной и южной частями России. Значение торговых путей между Волгой и Доном стало возрастать.

В крае была построена третья в России Волго-Донская железная дорога. Через шесть лет, в 1868 г., было начато и в том же году закончено строительство Грязе - Царицынской железной дороги, а в 1897 г, была открыта Царицын -Тихорецкая железная дорога. Связь с пристанями осуществляли Волжская станция и железная дорога, соединившая по берегу Волги лесные и соляные причалы с основными железнодорожными магистралями. Город превратился в мощный узел железно- дорожных и судоходных путей. За короткое время он вырос в крупнейший торговый и перевалочный пункт не только на Волге, но и в стране.

Развитие торговли способствовало бурному росту промышленности в Царицыне. Поначалу быстро развивались переработка леса, соли, рыбы, горчицы, в дальнейшем - металлургическая, металлообрабатывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Лесозаводы размещались в трех узлах: в Зацарицынской части, Ельшанке (четыре завода Максимова) и Бекетовке. Соляная пристань и при ней пять соляных мельниц, шесть паровых мельниц располагались в городе, заводы по переработке горчицы - в Сарепте.

В 1880 г. был построен нефтепромышленный городок, принадлежавший шведской фирме "Нобель". В 1897 г. с привлечением капиталовложений французских и бельгийских фирм был сооружен металлургический завод "Урал-Волга" ДЮМО (ныне завод "Красный Октябрь"). Строительство металлургического завода повлекло за собой возникновение 16   металлооперерабатывающих предприятий (гвоздильного, проволочного и др.).

Бурное торгово-промышленное развитие Царицына сопровождалось исключительно быстрым ростом населения, который в свою очередь вызвал усиленную застройку города.

К 1900 году в городе проживало 63 тысячи человек, насчитывалось 189 действующих предприятий. В 1913 г. появился трамвай. Перед первой мировой войной Русское Акционерное общество артиллерийских заводов при техническом руководстве и содействии английской фирмы "Виккерс" приступило к строительству крупнейшего не только в России, но и в Европе орудийного завода (ныне завод "Баррикады"). Царицын стал промышленным и торговым центром всего юго-востока.

В ноябре 1917 г. в городе установилась советская власть. В силу своего стратегического положения, являясь связующим звеном с Кавказом, город имел важное значение в деле снабжения страны продовольствием и топливом. Поэтому в годы Гражданской войны Царицын и его окрестности были ареной жестоких сражений Красной Армии с белой гвардией. За героическую оборону город 14 мая 1919 г. был награжден почетным революционным Красным знаменем, а 14 апреля 1924 г. - орденом Красного Знамени. Гражданская война нанесла большой урон городу: были разрушены жилые и культурно-бытовые здания, выведены из строя городская электростанция, водопровод и канализация, почти полностью разрушены многие промышленные предприятия. Восстановление Царицына началось с металлургического, лесопильного и деревообрабатывающего заводов, которые в дореволюционный период производили почти четверть всей промышленной продукции. Постепенно возрождались предприятия пищевой, мукомольной, кондитерской промышленности, строились новые. Уже в 1924 г. начали функционировать чулочно-трикотажная фабрика и швейная фабрика имени 8 Марта, вновь построенные предприятия деревообрабатывающей и пищевой. промышленности.

 

Сайт конкурса Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2003 by noSi

 

Hosted by uCoz