Сталинград
В 1925 г. Царицын был
пере- именован в Сталинград. К этому времени по числу жителей город
занимал девятнадцатое место среди городов нашего государства. Бурный
рост населения — от 85 тысяч человек в 1920 г. до . 112 тысяч в 1925
и 140 тысяч в 1927— послужил своеобразным толчком к размаху
жилищного строительства. В жилищном строительстве этого периода
проводились поиски новых форм проживания, новых конструкций, нового
художественного образа современного жилища.
К 1927 г. в городе
закончилось восстановление разрушенных лечебных учреждений и
началось строительство новых. Была расширена сеть школьных и
дошкольных учреждений, домов культуры, клубов. В этот же период был
открыт Драматический театр с постоянной театральной студией. Для
рабочих завода «Красный Октябрь» был построен лучший в то время в
городе клуб имени Ленина.
Дальнейшее бурное
развитие гор ха было связано с индустриализацией страны. В 1928 г.
на северной окраине Сталинграда началось строительство первого в
стране тракторного завода. Он был возведен в небывало короткий срок.
Уже 17 июня 1930 г. с главного конвейера СТЗ сошел первый колесный
трактор. Параллельно со строительством тракторного завода было
начато сооружение мощной районной электростанции. Стал ГРЭС.
Металлургический завод «Красный Октябрь» приступил к выпуску новой
продукции - качественной стали. В 30-х на южной окраине города
появилась Судоверфь. Новый метизный завод начал поставлять детали
для тракторных заводов Сталинграда и Харькова. Были реконструированы
и расширены лесные и деревообрабатывающие предприятия, сооружены
крупные заводы красного и силикатного кирпича, консервный,
кожевенный и мыловаренные заводы, мясокомбинат, завод безалкогольных
напитков, хлебозаводы, мебельный комбинат, трикотажные фабрики и
другие предприятия легкой и пищевой промышленности.
Преобразился центр города.
Дома грузчиков, консервщиков, коммунальщиков, летчиков, здание
крайисполкома, жилые дома на улицах Ленина, Саратовской,
Островского, а также здания, образующие площадь Павших Борцов, Дома
Красной Армии и коммуны, центральный универмаг, гостиница «Интурист»
и другие сформировали в основном облик довоенного Сталинграда.
Благоустраивалась центральная
набережная. Деревянные пакгаузы были снесены, откосы набережной
спланированы и озеленены. На одном из них появилось кафе
«Метро». Уже в 1935 — 1937
гг. это была лучшая набережная среди городов Поволжья.
Новое комплексное
строительство велось и в других районах города. Были построены
Верхний и Нижний поселки в Тракторозаводском районе, Нижний поселок
в Баррикадном районе, Северный городок в Красно- октябрьском районе,
поселки Стал- ГРЭС и Судоверфи.
С 1931 г. началось возведение
вокруг города зеленого кольца, состоящего из фруктовых садов и
виноградников. В 1934 г. был создан единый городской водопровод.
К 1940 г. население города
составляло около 480 тысяч человек, жилой фонд насчитывал 2 млн. кв.
м. В городе было 125 школ, 15 больниц, 39 клубов, 3 вуза, 19
техникумов и специальных средних учебных заведений, 4 театра.
Действовало 227 промышленных и транспортных организаций. Город стал
крупным индустриальным центром страны.
Многим планам не суждено было
осуществиться - началась Великая Отечественная война. Уже с первых
ее дней город стал одним из крупнейших арсеналов на юго-востоке
страны. Сталинградские заводы производили и ремонтировали танки,
артиллерийские орудия, суда, минометы, автоматы и другое вооружение.
Была сформирована дивизия народного ополчения и восемь
истребительных батальонов. 23 октября 1941 г. был создан городской
комитет обороны, сыгравший большую роль в координации действий
военных и гражданских властей. С огромным размахом велось
строительство оборонительных укреплений частями 5-й саперной армии и
трудящимися города и области. Было построено более 2800 км рубежей,
2730 км окопов и ходов сообщений, 1880 км противотанковых
препятствий, 85 тысяч позиций для огневых средств, 4 оборонительных
обвода (включая городской). В кратчайшие сроки совместно с военными
железнодорожниками были построены железнодорожные линии Сталинград -
Владимировка - Баскунчак и Астрахань - Кизляр, которые впоследствии
сыграли значительную роль в снабжении войск на Сталин- градском
направлении. С весны 1942 г. начались регулярные налеты фашистской
авиации на Сталинград, которые отражались силами местной
противовоздушной обороны. К началу лета противник захватил
стратегическую инициативу на юго-западном направлении. Войска
Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов, неся тяжелые потери,
отступили на 150 — 400 километров. Соотношение сил на этом
направлении складывалось в пользу врага. Провал Харьковской операции
обострил положение на фронте. Противник рвался к Волге - к
Сталинграду.
В соответствии с планом
летней наступательной кампании 1942 г. командование вермахта,
сосредоточив крупные силы на юго-западном на- правлении,
рассчитывало разгромить советские войска, выйти в большую излучину
Дона, с ходу овладеть Сталинградом, захватить Кавказ, а затем и
Москву.
На Сталинград были
перенацелены 6-я полевая и 4-я танковая немецкие армии. Позже в
сражение были, втянуты итальянская и две румынские армии. Если в
июле на Сталинград наступало 30 дивизий противника, то в августе уже
69, а в сентябре — 81. С этого момента Сталинградское направление
стало главным.
12 июля 1942 г. на базе
полевого управления войск Юго-Западного фронта был создан
Сталинградский фронт под командованием С. К. Тимошенко.
В исключительно сложной
боевой обстановке в большой излучине Дона и на подступах к Волге
началась одна из величайших битв второй мировой войны. 17 июля
передовые части немецко - фашистских войск вышли к реке Чир и
вступили в бой с частями 62-й и 64-й армий. Противник превосходил
советские войска по численности людей в 1,7 раза, по артиллерии и
танкам — в 1,3, по авиации— более чем в 2 раза, Под натиском
превосходящих сил врага наши войска вынуждены были отойти на левый
берег Дона.
Целый месяц шли
кровопролитные бои на внешнем оборонительном обводе. План
гитлеровцев захватить Сталинград сходу был сорван.
С 1 по 23 августа 1942 г. на
Сталинград было совершено шестнадцать авиа налетов. 23 августа
запомнился многим. В 16 часов 18 минут на город обрушилась армада,
сбросившая более 12 тысяч бомб. Были моменты, когда в воздухе
находилось одновременно до 82 самолетов люфтваффе. Враг применял
комбинированные авиабомбы, помимо разрушений создающие большие очаги
пожаров. Сотни тысяч мирных жителей погибли или получили ранения в
этой бомбежке. Были разрушены почти 42 тысячи зданий (85% жилого
фонда).
В этот день, прорвав
оборону советских войск в районе населенных пунктов Песковатка -Вертячий,
вражеские танки при поддержке мотопехоты вышли на северную окраину
Сталинграда у поселка Латошинка. На защиту города встали отряды
народного ополчения, сталинградская милиция, 10-я дивизия войск
НКВД, моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ,
воины двух зенитно-артиллерийских полков.
Силы были неравные.
Враг, хотя и медленно, продвигался к центру Сталинграда. В середине
сентября в городе начались уличные бои. Фашисты рвались к Волге.
Перенеся основной удар на юг города, они бросили на прорыв семь
дивизий, пятьсот танков, около полутора тысяч орудий. Оборонявшие
Сталинград 62-я армия (командующий генерал В. И. Чуйков) и 64-я
(командующий генерал М. С. Шумилов) оказались отрезанными друг от
друга. День 14 сентября стал одним из критических в эпопее обороны
Сталинграда. Враг в нескольких местах про- сочился в город, захватил
здание железнодорожного вокзала, которое в течение трех дней
тринадцать раз переходило из рук в руки.
В ночь с 13 на 14
сентября вступила в бой резервная 13-я гвардейская дивизия генерала
А. И. Родимцева, переправившаяся в город под непрерывным обстрелом с
левого берега Волги.
Шли бои за каждую
улицу, каждый дом, каждый клочок родной земли. Один из многих
примеров героизма в дни уличных сражений— борьба за «Дом Павлова».
Когда все здания на площади были уже разрушены, этот чудом уцелевший
дом приобрел важное тактическое значение в полосе обороны 42-го
полка. Умелая организация обороны, героизм воинов позволили в
течение 58 суток успешно отбивать вражеские атаки и удерживать дом.
Овеяны славой имена воспитанников 7-й авиационной школы, 55 из
которых получили Звезду Героя, а четверо — дважды. Моряки Волжской
военной флотилии и волжские речники во время Сталин градской битвы
сделали более 35 тысяч боевых рейсов, перевезли на правый берег
более ста тысяч бойцов, тысячи тонн военных грузов, вы- везли из
пылающего города десятки тысяч раненых и мирных жителей Сталинграда.
Сталинград не только
сражался, Под прицельным огнем вражеской артиллерии и авиации
продолжали
работать промышленные
предприятия, выпуская военную продукцию.
Город сражался и
трудился, срывая гитлеровские планы. Немецкое командование бросило
на Сталиградское направление свои отборные силы. Разбить эту
главную ударную группировку значило добиться коренного перелома в
ходе войны.
Героическое
сопротивление Сталинграда создавало благоприятные условия для
перехода советских войск решительное наступление. Подготовь к нему
началась еще в период оборонительных сражений. Операция под кодовым
названием «Уран» была разработана под руководством Г. К. Жукова и А.
М. Василевского и личины контролем Верховного Главнокомандующего И.
В. Сталина. 19 ноября 1942 в 7 часов 30 минут залп гвардейских
минометов прогремел сигналом к наступлению. После сорокаминутной
артобстрела войска Юго-Западной (командующий генерал Н. Ф.
Ватутин) и Донского (командующий ген рал К. К. Рокоссовский)
фронта перешли в наступление севернее Сталинграда. 20 ноября войска
Сталинградского фронта (командующий генерал А. И. Еременко) пошли в
наступление с юга. В соотношении си значительный перевес был на
стороне советских войск.
23 ноября завершился
наиболее ответственный этап операции “Уран” Юго-западный и
Сталинградский фронты при активной поддержке Донской фронта
встретились в районе х. Калач -Советский и замкнули кольцо под
Сталинградом. В (<котле» оказали ( 22 отборные дивизии и 160
отдельны
подразделений врага. К
30 ноября фронт отодвинулся от окруженных на 150 — 200 километров.
Но до окончательной победы были еще долгие и тяжелые дни боев.
Гитлеровское
командование попыталось вызволить свои войска из окружения. 12
декабря 1942 г. усиленная группа армий «Дон» под командованием
генерал фельдмаршала Э. Манштейна перешла в наступление, направляя
главный удар вдоль полосы железной дороги Котельниково - Сталинград.
Под ударами 2-й гвардейской армии генерала Р. Я. Малиновского, 5-й
ударной армии генерала М. М. Попова и 51-й армии генерала Н. И.
Труфанова группа Э. Манштейна потерпела поражение.
Чтобы избежать
напрасного кровопролития, советское командование 8 января 1943 г.
предъявило командованию 6-й немецкой армии ультиматум о капитуляции,
который был от- клонен.
10 января войска
Донского фронта приступили к последней операции Сталинградской
битвы, носившей на- звание «Кольцо», целью которой было сжать кольцо
окружения, рас- членить и ликвидировать немецко-фашистские войска.
26 января вражеская
группировка была расчленена на две: северную - в районе заводов
тракторного и «Баррикады» и южную — в центре города.
31 января 38-я
мотострелковая бригада полковника И. Бурмакова заблокировала здание
центрального универмага, где находился штаб 6-й немецкой армии.
Генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс сдался в плен. «Южная» группировка
войск противника капитулировала.
2 февраля была
ликвидирована «северная» группировка немецких войск.
Легендарная победа
советских войск под Сталинградом положила начало коренному перелому
в ходе всей. Второй мировой войны. Эта победа имела огромное
международное значение. Она вызвала усиление
национально-освободительного движения, способствовала распаду
фашистского блока и укреплению антигитлеровской коалиции.
1 мая 1945 г. приказом
Верховного Главнокомандующего Сталинграду было присвоено почетное
звание ro- рода-героя, а 8 мая 1965 г. в ознаменование 20-летия
Победы советского народа в Великой Отечественной войне за выдающиеся
заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися в
борьбе с захватчиками, городу-герою были вручены орден Ленина и
медаль «Золотая Звезда».
Сталинградская битва
завершилась. Город лежал в руинах. К ним возвращались жители города.
Продолжением ратного
подвига стал подвиг возрождения Сталинграда. По инициативе А. М.
Черкасовой в июне 1943 г. началось массовое движение за создание
строительных бригад. Рабочие, служащие заводов и учреждений в
свободное от основной работы время восстанавливали город. И первым
строительным объектом стал легендарный Дом Павлова
Дом солдатской славы.
На характере реконструкции города сказалось то обстоятельство, что
ввиду особенностей своей истории Царицын — Сталинград не имел
сколько- нибудь значительных памятников архитектуры, которые были бы
опорными сооружениями при выборе вариантов планировки. Опорными
сооружениями оказались не гражданские, а промышленные комплексы -
заводы Тракторный, «Баррикады», «Красный Октябрь», некоторые
деревообрабатывающие предприятия, расположенные по берегу Волги. Из
гражданских зданий, не имеющих архитектурной ценности, в прежнем
виде восстановлены считанные единицы.
От прежних времен
Сталинград унаследовал бессистемную планировку и отсутствие
архитектурно организованных площадей. Поэтому одно из основных
мероприятий, намечаемых генеральным планом, состояло в том, чтобы
придать планировке города стройную, гармоничную структуру.
Учитывая большую
протяженность города, особое внимание было уделено созданию главных
продольных магистралей, соединяющих все районы города.
Предусматривались решительное улучшение архитектурно-художественного
облика города, мероприятия по увековечению исторических мест.
В 1948 г. жилой фонд города со- ставил уже 825 тыс.
кв. м — полови- ну довоенного фонда. К 1950 г. было построено 1321
тыс. кв. м жилья, 85
школ, 90 детских
учреждений, уже функционировали четыре института, бли восстановлены
довоенные водопроводные сооружения, трамвайная, уличная и дорожная
сеть.
С начала 50-х годов
город восстанавливался более планомерно. Стали действовать кирпичные
заводы, дерево- обрабатывающие предприятия. Застройка приобрела
ансамблевый характер. Это было уже не простое восстановление, а
коренная реконструкция городской застройки в целом.
Первой в конце 40-х годов была запроектирована улица
Ленина, и за 1947 - 1951 гг. застройка ее была завершена.
Одновременно началось восстановление лежащей в развалинах улицы
Саратовской, переименованной в 1950 г. в улицу Мира. Венцом этого
уличного ансамбля стали здания Драматического театра (1952) и
планетария (1954), оборудование и материалы для которого город
получил в дар от Германской Демократической Республики.
Широким фронтом велось проектирование и строительство
объектов, составляющих центр города. Особое значение придавалось
площади Павших Борцов. Первым в этом ансамбле в 1951 г. было
построено здание областной партийной школы (ныне медицинского
института), затем сооружены гостиницы «Сталинград» (1956),
«Интурист» (1957) и административное здание Гидростроя. В это же
время были реконструированы обелиск братской могилы, сквер — и
ансамбль площади был завершен. Сформировался и ансамбль
привокзальной площади с главным зданием железнодорожного вокзала.
В 1952 г. был построен
Волго - Донской судоходный канал, к открытию которого завершилось
благоустройство центральной набережной.
Одной из ведущих задач
реконструкции города оставалось создание главной продольной
магистрали— проспекта Ленина, к застройке которого были привлечены
все строительные тресты и крупнейшие предприятия. К 1960 г. этот
важнейший ансамбль, по своей протяженности - один из крупнейших
проспектов в мире, в основном был сформирован. И последней в ряду
ансамблей центра города была застроена Аллея Героев. Архитектурной
гармонии старого и нового города 60-х гг. Сталинградские
проектировщики добились благодаря строгому подходу к образу
города-героя, отсутствию излишнего украшательства. Стремительное
развитие города было обусловлено бурным ростом градообразующей базы.
Открытие Волго - Донского судоходного канала, расширение
железнодорожного узла придали промышленному строительству города
мощный импульс. В 1953 г. был построен керамический комбинат,
началось строительство сажевого завода и химкомбината — крупнейшего
нефтехимического комплекса. В 1955 г. были введены в строй
сталепроволочно-канатный завод и ТЭЦ-2, в 1956 -
нефтеперерабатывающий завод, в 1959 — первая очередь алюминиевого
завода. Одновременно возрождались старые прославленные предприятия-
тракторный завод, заводы «Баррикады», «Красный Октябрь», тракторных
деталей и нормалей, нефтяного машиностроения им. Петрова,
судостроительный и др. Заново было по- строено 73 предприятия
легкой, мест- ной и пищевой промышленности, создавалась
промышленность строи- тельных материалов.
|