Важнейшие события | История | Фотогалерея | О проекте | О авторе

 

Сталинград

В 1925 г. Царицын был пере- именован в Сталинград. К этому времени по числу жителей город занимал девятнадцатое место среди городов нашего государства. Бурный рост населения — от 85 тысяч человек в 1920 г. до . 112 тысяч в 1925 и 140 тысяч в 1927— послужил своеобразным толчком к размаху жилищного строительства. В жилищном строительстве этого периода проводились поиски новых форм проживания, новых конструкций, нового художественного образа современного жилища.

К 1927 г. в городе закончилось восстановление разрушенных лечебных учреждений и началось строительство новых. Была расширена сеть школьных и дошкольных учреждений, домов культуры, клубов. В этот же период был открыт Драматический театр с постоянной театральной студией. Для рабочих завода «Красный Октябрь» был построен лучший в то время в городе клуб имени Ленина.

Дальнейшее бурное развитие гор ха было связано с индустриализацией страны. В 1928 г. на северной окраине Сталинграда началось строительство первого в стране тракторного завода. Он был возведен в небывало короткий срок. Уже 17 июня 1930 г. с главного конвейера СТЗ сошел первый колесный трактор. Параллельно со строительством тракторного завода было начато сооружение мощной районной электростанции.  Стал ГРЭС.  Металлургический завод «Красный Октябрь» приступил к выпуску новой продукции - качественной стали. В 30-х на южной окраине города появилась Судоверфь. Новый метизный завод начал поставлять детали для тракторных заводов Сталинграда и Харькова. Были реконструированы и расширены лесные и деревообрабатывающие предприятия, сооружены крупные заводы красного и силикатного кирпича, консервный, кожевенный и мыловаренные заводы, мясокомбинат, завод безалкогольных напитков, хлебозаводы, мебельный комбинат, трикотажные фабрики и другие предприятия легкой и пищевой промышленности.

Преобразился центр города. Дома грузчиков, консервщиков, коммунальщиков, летчиков, здание крайисполкома, жилые дома на улицах Ленина, Саратовской, Островского, а также здания, образующие площадь Павших Борцов, Дома Красной Армии и коммуны, центральный универмаг, гостиница «Интурист» и другие сформировали в основном облик довоенного Сталинграда.

Благоустраивалась центральная набережная. Деревянные пакгаузы были снесены, откосы набережной спланированы и озеленены. На одном из них появилось кафе

«Метро». Уже в 1935 — 1937 гг. это была лучшая набережная среди городов Поволжья.

Новое комплексное строительство велось и в других районах города. Были построены Верхний и Нижний поселки в Тракторозаводском районе, Нижний поселок в Баррикадном районе, Северный городок в Красно- октябрьском районе, поселки Стал- ГРЭС и Судоверфи.

С 1931 г. началось возведение вокруг города зеленого кольца, состоящего из фруктовых садов и виноградников. В 1934 г. был создан единый городской водопровод.

К 1940 г. население города составляло около 480 тысяч человек, жилой фонд насчитывал 2 млн. кв. м. В городе было 125 школ, 15 больниц, 39 клубов, 3 вуза, 19 техникумов и специальных средних учебных заведений, 4 театра. Действовало 227 промышленных и транспортных организаций. Город стал крупным индустриальным центром страны.

Многим планам не суждено было осуществиться - началась Великая Отечественная война. Уже с первых ее дней город стал одним из крупнейших арсеналов на юго-востоке страны. Сталинградские заводы производили и ремонтировали танки, артиллерийские орудия, суда, минометы, автоматы и другое вооружение. Была сформирована дивизия народного ополчения и восемь истребительных батальонов. 23 октября 1941 г. был создан городской комитет обороны, сыгравший большую роль в координации действий военных и гражданских властей. С огромным размахом велось строительство оборонительных укреплений частями 5-й саперной армии и трудящимися города и области. Было построено более 2800 км рубежей, 2730 км окопов и ходов сообщений, 1880 км противотанковых препятствий, 85 тысяч позиций для огневых средств, 4 оборонительных обвода (включая городской). В кратчайшие сроки совместно с военными железнодорожниками были построены железнодорожные линии Сталинград - Владимировка - Баскунчак и Астрахань - Кизляр, которые впоследствии сыграли значительную роль в снабжении войск на Сталин- градском направлении. С весны 1942 г. начались регулярные налеты фашистской авиации на Сталинград, которые отражались силами местной противовоздушной обороны. К началу лета противник захватил стратегическую инициативу на юго-западном направлении. Войска Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов, неся тяжелые потери, отступили на 150 — 400 километров. Соотношение сил на этом направлении складывалось в пользу врага. Провал Харьковской операции обострил положение на фронте. Противник рвался к Волге - к Сталинграду.

В соответствии с планом летней наступательной кампании 1942 г. командование вермахта, сосредоточив крупные силы на юго-западном на- правлении, рассчитывало разгромить советские войска, выйти в большую излучину Дона, с ходу овладеть Сталинградом, захватить Кавказ, а затем и Москву.

На Сталинград были перенацелены 6-я полевая и 4-я танковая немецкие армии. Позже в сражение были, втянуты итальянская и две румынские армии. Если в июле на Сталинград наступало 30 дивизий противника, то в августе уже 69, а в сентябре — 81. С этого момента Сталинградское направление стало главным.

12 июля 1942 г. на базе полевого управления войск Юго-Западного фронта был создан Сталинградский фронт под командованием С. К. Тимошенко.

В исключительно сложной боевой обстановке в большой излучине Дона и на подступах к Волге началась одна из величайших битв второй мировой войны. 17 июля передовые части немецко - фашистских войск вышли к реке Чир и вступили в бой с частями 62-й и 64-й армий. Противник превосходил советские войска по численности людей в 1,7 раза, по артиллерии и танкам — в 1,3, по авиации— более чем в 2 раза, Под натиском превосходящих сил врага наши войска вынуждены были отойти на левый берег Дона.

Целый месяц шли кровопролитные бои на внешнем оборонительном обводе. План гитлеровцев захватить Сталинград сходу был сорван.

С 1 по 23 августа 1942 г. на Сталинград было совершено шестнадцать авиа налетов. 23 августа запомнился многим. В 16 часов 18 минут на город обрушилась армада, сбросившая более 12 тысяч бомб. Были моменты, когда в воздухе находилось одновременно до 82 самолетов люфтваффе. Враг применял комбинированные авиабомбы, помимо разрушений создающие большие очаги пожаров. Сотни тысяч мирных жителей погибли или получили ранения в этой бомбежке. Были разрушены почти 42 тысячи зданий (85% жилого фонда).

В этот день, прорвав оборону советских войск в районе населенных пунктов Песковатка -Вертячий, вражеские танки при поддержке мотопехоты вышли на северную окраину Сталинграда у поселка Латошинка. На защиту города встали отряды народного ополчения, сталинградская милиция, 10-я дивизия войск НКВД, моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ, воины двух зенитно-артиллерийских полков.

Силы были неравные. Враг, хотя и медленно, продвигался к центру Сталинграда. В середине сентября в городе начались уличные бои. Фашисты рвались к Волге. Перенеся основной удар на юг города, они бросили на прорыв семь дивизий, пятьсот танков, около полутора тысяч орудий. Оборонявшие Сталинград 62-я армия (командующий генерал В. И. Чуйков) и 64-я (командующий генерал М. С. Шумилов) оказались отрезанными друг от друга. День 14 сентября стал одним из критических в эпопее обороны Сталинграда. Враг в нескольких местах про- сочился в город, захватил здание железнодорожного вокзала, которое в течение трех дней тринадцать раз переходило из рук в руки.

В ночь с 13 на 14 сентября вступила в бой резервная 13-я гвардейская дивизия генерала А. И. Родимцева, переправившаяся в город под непрерывным обстрелом с левого берега Волги.

Шли бои за каждую улицу, каждый дом, каждый клочок родной земли. Один из многих примеров героизма в дни уличных сражений— борьба за «Дом Павлова». Когда все здания на площади были уже разрушены, этот чудом уцелевший дом приобрел важное тактическое значение в полосе обороны 42-го полка. Умелая организация обороны, героизм воинов позволили в течение 58 суток успешно отбивать вражеские атаки и удерживать дом. Овеяны славой имена воспитанников 7-й авиационной школы, 55 из которых получили Звезду Героя, а четверо — дважды. Моряки Волжской военной флотилии и волжские речники во время Сталин градской битвы сделали более 35 тысяч боевых рейсов, перевезли на правый берег более ста тысяч бойцов, тысячи тонн военных грузов, вы- везли из пылающего города десятки тысяч раненых и мирных жителей Сталинграда.

Сталинград не только сражался, Под прицельным огнем вражеской артиллерии и авиации продолжали

работать промышленные предприятия, выпуская военную продукцию.

Город сражался и трудился, срывая гитлеровские планы. Немецкое командование бросило на  Сталиградское направление свои отборные силы. Разбить эту главную ударную группировку значило добиться коренного перелома в ходе войны.

Героическое сопротивление Сталинграда создавало благоприятные условия для перехода советских войск решительное наступление. Подготовь  к  нему началась еще в период оборонительных сражений. Операция под кодовым названием «Уран» была разработана под руководством Г. К. Жукова и А. М. Василевского и личины контролем Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. 19 ноября 1942 в 7 часов 30 минут залп гвардейских минометов прогремел сигналом к наступлению. После сорокаминутной артобстрела войска Юго-Западной (командующий генерал Н. Ф. Ватутин) и Донского (командующий ген рал К. К. Рокоссовский) фронта перешли в наступление севернее Сталинграда. 20 ноября войска  Сталинградского фронта (командующий генерал А. И. Еременко) пошли в наступление с юга. В соотношении си значительный перевес был на стороне советских войск.

23 ноября завершился наиболее ответственный этап операции “Уран”  Юго-западный и Сталинградский фронты при активной поддержке Донской фронта встретились в районе х. Калач -Советский и замкнули кольцо под Сталинградом. В (<котле» оказали ( 22 отборные дивизии и 160 отдельны

 

подразделений врага. К 30 ноября фронт отодвинулся от окруженных на 150 — 200 километров. Но до окончательной победы были еще долгие и тяжелые дни боев.

Гитлеровское командование попыталось вызволить свои войска из окружения. 12 декабря 1942 г. усиленная группа армий «Дон» под командованием генерал фельдмаршала Э. Манштейна перешла в наступление, направляя главный удар вдоль полосы железной дороги Котельниково - Сталинград. Под ударами 2-й гвардейской армии генерала Р. Я. Малиновского, 5-й ударной армии генерала М. М. Попова и 51-й армии генерала Н. И. Труфанова группа Э. Манштейна потерпела поражение.

Чтобы избежать напрасного кровопролития, советское командование 8 января 1943 г. предъявило командованию 6-й немецкой армии ультиматум о капитуляции, который был от- клонен.

10 января войска Донского фронта приступили к последней операции Сталинградской битвы, носившей на- звание «Кольцо», целью которой было сжать кольцо окружения, рас- членить и ликвидировать немецко-фашистские войска.

26 января вражеская группировка была расчленена на две: северную - в районе заводов тракторного и «Баррикады» и южную — в центре города.

31 января 38-я мотострелковая бригада полковника И. Бурмакова заблокировала здание центрального универмага, где находился штаб 6-й немецкой армии. Генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс сдался в плен. «Южная» группировка войск противника капитулировала.

2 февраля была ликвидирована «северная» группировка немецких войск.

Легендарная победа советских войск под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе всей. Второй мировой войны. Эта победа имела огромное международное значение. Она вызвала усиление национально-освободительного движения, способствовала распаду фашистского блока и укреплению антигитлеровской коалиции.

1 мая 1945 г. приказом Верховного Главнокомандующего Сталинграду было присвоено почетное звание ro- рода-героя, а 8 мая 1965 г. в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися в борьбе с захватчиками, городу-герою были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Сталинградская битва завершилась. Город лежал в руинах. К ним возвращались жители города.

Продолжением ратного подвига стал подвиг возрождения Сталинграда. По инициативе А. М. Черкасовой в июне 1943 г. началось массовое движение за создание строительных бригад. Рабочие, служащие заводов и учреждений в свободное от основной работы время восстанавливали город. И первым строительным объектом стал легендарный Дом Павлова

Дом солдатской славы. На характере реконструкции города сказалось то обстоятельство, что ввиду особенностей своей истории Царицын — Сталинград не имел сколько- нибудь значительных памятников архитектуры, которые были бы опорными сооружениями при выборе вариантов планировки. Опорными сооружениями оказались не гражданские, а промышленные комплексы - заводы Тракторный, «Баррикады», «Красный Октябрь», некоторые деревообрабатывающие предприятия, расположенные по берегу Волги. Из гражданских зданий, не имеющих архитектурной ценности, в прежнем виде восстановлены считанные единицы.

От прежних времен Сталинград унаследовал бессистемную планировку и отсутствие архитектурно организованных площадей. Поэтому одно из основных мероприятий, намечаемых генеральным планом, состояло в том, чтобы придать планировке города стройную, гармоничную структуру.

Учитывая большую протяженность города, особое внимание было уделено созданию главных продольных магистралей, соединяющих все районы города. Предусматривались решительное улучшение архитектурно-художественного облика города, мероприятия по увековечению исторических мест.

В 1948 г. жилой фонд города со- ставил уже 825 тыс. кв. м — полови- ну довоенного фонда. К 1950 г. было построено 1321 тыс. кв. м жилья, 85

школ, 90 детских учреждений, уже функционировали четыре института, бли восстановлены довоенные водопроводные сооружения, трамвайная, уличная и дорожная сеть.

С начала 50-х годов город восстанавливался более планомерно. Стали действовать кирпичные заводы, дерево- обрабатывающие предприятия. Застройка приобрела ансамблевый характер. Это было уже не простое восстановление, а коренная реконструкция городской застройки в целом.

Первой в конце 40-х годов была запроектирована улица Ленина, и за 1947 - 1951 гг. застройка ее была завершена. Одновременно началось восстановление лежащей в развалинах улицы Саратовской, переименованной в 1950 г. в улицу Мира. Венцом этого уличного ансамбля стали здания Драматического театра (1952) и планетария (1954), оборудование и материалы для которого город получил в дар от Германской Демократической Республики.

Широким фронтом велось проектирование и строительство объектов, составляющих центр города. Особое значение придавалось площади Павших Борцов. Первым в этом ансамбле в 1951 г. было построено здание областной партийной школы (ныне медицинского института), затем сооружены гостиницы «Сталинград» (1956), «Интурист» (1957) и административное здание Гидростроя. В это же время были реконструированы обелиск братской могилы, сквер — и ансамбль площади был завершен. Сформировался и ансамбль привокзальной площади с главным зданием железнодорожного вокзала.  

В 1952 г. был построен Волго - Донской судоходный канал, к открытию которого завершилось благоустройство центральной набережной.

Одной из ведущих задач реконструкции города оставалось создание главной продольной магистрали— проспекта Ленина, к застройке которого были привлечены все строительные тресты и крупнейшие предприятия. К 1960 г. этот важнейший ансамбль, по своей протяженности - один из крупнейших проспектов в мире, в основном был сформирован. И последней в ряду ансамблей центра города была застроена Аллея Героев. Архитектурной гармонии старого и нового города 60-х гг. Сталинградские проектировщики добились благодаря строгому подходу к образу города-героя, отсутствию излишнего украшательства. Стремительное развитие города было обусловлено бурным ростом градообразующей базы. Открытие Волго - Донского судоходного канала, расширение железнодорожного узла придали промышленному строительству города мощный импульс. В 1953 г. был построен керамический комбинат, началось строительство сажевого завода и химкомбината — крупнейшего нефтехимического комплекса. В 1955 г. были введены в строй сталепроволочно-канатный завод и ТЭЦ-2, в 1956 - нефтеперерабатывающий завод, в 1959 — первая очередь алюминиевого завода. Одновременно возрождались старые прославленные предприятия- тракторный завод, заводы «Баррикады», «Красный Октябрь», тракторных деталей и нормалей, нефтяного машиностроения им. Петрова, судостроительный и др. Заново было по- строено 73 предприятия легкой, мест- ной и пищевой промышленности, создавалась промышленность строи- тельных материалов.

 

Сайт конкурса Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2003 by noSi

 

Hosted by uCoz